Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
Вся долголетняя многосторонняя культурно-просветит ельная и общественно-политич еская деятельность И.Я. Яковлева - руководство в продолжение 54 лет основанной им Симбирской чувашской школой, выпускавшей для чувашских сельских школ учителей не только с педагогической, но и сельскохозяйственно й и ремесленно-техничес кой подготовкой с тем, чтобы они не только просвещали чувашей, но и передавали им передовые производственные знания, которые послужили бы хозяйственному прогрессу народа; открытие сотен чувашских школ в шести губерниях Поволжья и инспектирование их в течение 28 лет; развитие женского образования среди чувашей, чтобы прогрессивно повлиять на менее подвижную, почему и консервативную в условиях царизма часть населения; разработка чувашского алфавита, создание чувашской письменности, организация издательского дела, содействие формированию чувашского литературного языка, зарождению национальной художественной литературы, музыкального, изобразительного и театрального искусства - была посвящена национальному подъему родного народа.
Как признавал сам И.Я. Яковлев, он с первых лет своей деятельности решил сделать полезное для всей массы чувашского народа, поднять всех чувашей на вершок, на два от земли в том направлении, какое будет составлять благо для них. В письме к Н.И. Ильминскому 27 февраля 1883 г. Яковлев писал: “Очень ответственна обязанность, лежащая на мне, и не по силам ноша, которую я несу. Вот что только могу сказать, Николай Иванович, не кривя душой: люблю я чуваш, от души желаю им всякого блага... У меня в жизни не было другой цели, как благо чуваш...”
Будучи великим патриотом, всей теплотой своего сердца любившим родной народ, Иван Яковлевич был свободен от малейших проявлений националистической ограниченности и нетерпимости. Он был горячим ревнителем равенства и национального подъема чувашей. Национального равенства их и с другими народами, особенно с русским. Все это было для него взаимосвязанными сторонами одной великой цели.
Яковлев жил и трудился в период капиталистического развития России, когда в жизни наций и народностей происходило пробуждение к национальному подъему, рост национального самосознания и сопротивления национальному гнету, с одной стороны, развитие и учащение всяческих сношений между нациями и народностями, укрепление экономических связей между ними, усиление мобильности людей разных национальностей, миграционных процессов, с другой. Было стремление наций к равенству, к их экономическому и культурному сближению.
Формированию И.Я. Яковлева как ревнителя равенства и сближения народов благоприятствовали и условия его воспитания. Он родился и вырос в многонациональном районе, где чувашские селения соседствовали с русскими, татарскими и мордовскими. Обучаясь в начальной школе, он жил в замечательной семье русских крестьян Мушкеевых, о которой позднее писал: “...Влияние семьи Мушкеевых на меня было хорошее, здоровое. Семья была работящая, трудолюбивая, нравственная. Все меня так любили... Кроме вечной, глубокой благодарности к этой семье, я до сих пор ничего другого не питаю”.
В годы учебы в землемерном училище и работы землемером И.Я. Яковлев близко общался с крестьянами разных народностей. “Командировки на землемерные работы в различные местности трех губерний, населенных разнородным населением (русскими, чувашами, татарами, мордвой) имели в жизни моей огромное воспитательно-образ овательное значение, знакомя меня с нравами, обычаями, особенностями разных народностей и наводя мысль на параллели между ними по отношению к тинам, характерам, обстановке быта и т.д. , - писал впоследствии Яковлев.
При поступлении в Симбирскую гимназию и в годы учебы в ней Яковлеву участливо помогали прогрессивные русские люди: сосланный в Алатырь, затем переведенный в Симбирск “нигилист” математик А.А. Мукосеев, учитель и журналист М.В. Арнольдов, полковник-инвалид С.Д. Раевский, семья Глазовых, директор гимназии И.В. Вишневский и другие.
В годы учебы в гимназии Яковлев читал сочинения В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, знал произведения Н.Г. Чернышевского, которые оказали определенное влияние на мировоззрение и деятельность будущего просветителя. Великим учителем И.Я. Яковлева был добрый и мудрый русский человек, просветитель нерусских народов Востока России профессор Николай Иванович Ильминский.
Основав Симбирскую школу, Яковлев встретил всестороннюю поддержку выдающегося русского педагога Ильи Николаевича Ульянова. В педагогической системе И.Я. Яковлева форма обучения, основанная на признании родного языка орудием первоначального усвоения грамоты и изучения русского языка в чувашской школе, т. е. двуязычное обучение, в системе Яковлева определилась под влиянием видного ориенталиста, директора Казанской инородческой учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского, с которым Ивана Яковлевича связывала двадцатилетняя дружба и которого он считал своим учителем. В педагогической системе И.Я. Яковлева содержание обучения, ставившее целью подготовку учащегося к практической, трудовой деятельности, в значительной мере было заимствовано от прагматического направления педагогических взглядов в деятельности И.Н. Ульянова.
На формирование педагогических взглядов Яковлева большое воздействие оказали идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ж.К. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, А. Дистервега.
С полным основанием И.Я. Яковлев мог заявить еще на заре своей деятельности, в 1870 г.: “Я, родясь в среде чуваш, этих мирных и добрых людей, и рано испытавши их горькую участь, не мог оставаться хладнокровным к их судьбе и к их будущности... Последующие обстоятельства сделали меня русским, и я горжусь этим именем, нисколько не гнушаясь, однако, именем чувашенина и не забывая своего происхождения”.
Иван Яковлевич считал, что все народы полноценны и должны быть равны. В своем “Букваре для чуваш” он писал, что “русские, татары, чуваши – все одно: люди”. Критикуя русских шовинистов, подвизавшихся на ниве просвещения, он подчеркивал, что у русского просветителя среди нерусских народов должен быть патриотический энтузиазм, который должен проявляться не в кичливости, не в бесцеремонной настойчивости, не в политическом воздействии, а в живом влиянии высшего (т. е. образованного) человека на низшего (т. е. темного), относясь к последнему в таком “понимании, что и инородцы тоже люди”.
Яковлев с уважением относился ко всем народам, видел положительные качества каждого из них. О татарах, например, он писал: “Татары - это единодушный, энергичный и предприимчивый народ”, “народ, помнящий о своем славном прошлом”. В мордве и мари он видел дружественные чувашам народы, относящиеся друг к другу по-братски, как равный к равному. Иван Яковлевич пропагандировал взгляды грузинского педагога Якова Гогебашвили, высоко ценил культуру, промысловые и земледельческие навыки украинцев и прибалтийских народов, которых он хорошо знал, стремился распространить среди чувашей достижения украинцев в изготовлении кирпича, земледельческие знания эстонцев и т. д. Понимая, что все народы внесли определенный вклад в мировую культуру, что овладение богатствами культуры, выработанными человечеством, невозможно без знания языков, Яковлев изучил много языков. Кроме родного, он свободно говорил по-русски и по-татарски, знал немецкий и французский, греческий и латинский языки, поддерживал дружеские связи с представителями более 30 национальностей.
В деятельности И.Я. Яковлева примечательно его стремление к подъему культурного уровня не только родного народа, но и других народов. В Симбирской учительской школе обучались не только чуваши, но и русские, мордва, татары, отдельные представители казахского и других народов. Яковлев проявлял постоянную заботу о просвещении мордвы, мари и удмуртов, содействовал разработке букварей для алтайцев и мари. Он дружил с выдающимся казахским педагогом и ученым Ибраем Алтынсариным. В 1905 г. на совещании по вопросам инородческого просвещения, состоявшемся в Петербурге, Иван Яковлевич выступил с предложением об открытии учительской школы для казахов и организации ее по образцу Симбирской чувашской школы, а когда такая школа была открыта, на должность ее инспектора не без участия Яковлева был направлен преподаватель его школы.
 
 
(Продолжение следует.)
 
: 1299, Хаçат: 5 (1201), Категори: И.Я.Яковлев

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: