Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии родился мальчик – будущий чувашский педагог, демократ и просветитель Иван Яковлевич Яковлев. В 1868 году он осуществил свою заветную мечту – организовал Симбирскую чувашскую школу. Тогда ему было 20 лет.
 
Патриарх чувашской культуры И.Я. Яковлев много сил и внимания уделял воспитанию гуманности, человечности в межличностных и межнациональных отношениях. Гуманность «человек человеку – лекарство» невозможна без чуткости к человеку, добрых чувств, добрых отношений. Ведь воспитание чувства человечности в человеке – одна из важных сторон становления нравственной культуры.
В истории чувашской педагогики идеи Ушинского о системе национального воспитания, о гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений были осуществлены в деятельности Симбирской чувашской школы, где учились русские, мордва, татары, марийцы, казахи, чуваши и другие. В школе обеспечивалось подлинное двуязычие: как чувашско-русское (для чуваш), так и русско-чувашское (для остальных национальностей).
Яковлев был поборником дружбы между людьми и народами. Он призывал своих воспитанников принять активное участие в просвещении нерусских народов и народностей, населяющих русский Восток, оказывал помощь марийским и удмуртским педагогам, пропагандировал украинскую поэзию. Поддерживал дружбу с эстонскими учителями, выступал за открытие учительской семинарии для казахов. Для Яковлева гуманность отношений между народами превыше всего, носителями лучших моральных качеств благородства, совестливости, гордости, уважительного отношения к представителям других наций он считает людей труда.
Вслед за К.Д.Ушинским, ставя вопрос о национальном воспитании, И.Я.Яковлев стремился:
дать образование родному народу. Педагог-демократ считал, что нерусские народности должны войти в великую семью российского народа, однако войти в нее не пасынками, а равноправными членами этой великой семьи*
воспитать в духе национальной гордости. Особую роль он уделял изучению языков. Это ему принадлежит афоризм: «Два языка – два ума, три языка – три ума»*
создать в Симбирской чувашской школе свою национальную систему воспитания*
воспитать в будущих учителях лучшие моральные «демократически-труд овые» качества чувашского народа.
И.Я.Яковлев, несмотря на притеснения со стороны властей, смело ведет борьбу за создание самобытной, национальной, чувашской по духу системы воспитания. Вслед за Коменским, Ушинским И.Я.Яковлев считал, что родной язык является великим педагогом народа, защищал права народов пользоваться родным языком, указывал, что «каждое инородческое племя должно быть обеспечено свободой пользоваться родным языком в школе и церкви. Язык умирает только вместе с создавшим его народом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа».
«Само собой разумеется,- писал он В.И.Ленину,- что совместная жизнь в школе русских и чувашей служила укреплению той связи между народностями, разными по языку, быту и культуре, которая была намечена в качестве одной из основных задач заведения».
Для букваря И.Я.Яковлев отбирал старинные чувашские народные песни, загадки, пословицы и поговорки, сам писал дидактические рассказы. Они занимательны, развивают в детях наблюдательность, умение разбираться в людях. Каждый его рассказ – настоящий клад. Так, «Ӳкĕт» (Увещевание) является настоящей программой воспитания гуманности у детей: «Будь человеком честным, целомудренным, добрым... Стариков, всех дюдей старше себя почитай, не задирай голову перед ровесниками. Со всеми, кто старше тебя, будь приветлив и изо всех сил старайся делать людям добро. Со всеми живи честно, ни с кем не враждуй... Никогда не лги. Не будь ленив, а будь трудолюбив».
Духовно-гуманистиче ские правила жизни людей и народов всех времен подсказывают, что основными гуманными ориентирами человека и конкретного народа всегда должны быть человечность, доброта, истина и красота. Как раз все это осуществлял в отечественной практике школ И.Я.Яковлев.
Пробуждение и развитие чувства национального достоинства является одним из величайших достижений настоящего времени, ибо национальная гордость – это своего рода копилка гуманных ценностей народа. И.Я.Яковлев всю жизнь учил и добивался от своих воспитанников, чтобы они формировались как люди, ответственные перед родным народом за доброе имя и перед другими народами – за доброе имя своего народа.
Наследие И.Я.Яковлева содержит национальное и межнациональное в воспитании, в нем заключены необходимое и сокровенное для жизни и поведения личности. Просветитель, создавая свою школу, знал культуру и быт, традиции и обычаи народов Поволжья. Национальная школа призвана воспитывать активное отношение к окружающей действительности, научить различать добро и зло, гуманное и антигуманное, старое и сегодняшнее, новое в нашей повседневной жизни.
Поэтому, как утверждал И.Я.Яковлев в теории и на практике, путь к общечеловеческой культуре лежит не через отказ от национального, а через лучшее познание национального и максимальное использование его прогрессивных элементов, ибо каждый народ вносил и вносит свой вклад в общую сокровищницу.
Эффективными были для будущих учителей Симбирской чувашской школы поездки, путешествия, экскурсии по стране, которые заменяли учащимся выпускные экзамены.
Претворяя в жизнь идеи И.Я.Яковлева, следует помочь национальным вузам и школам, учащимся и студентам усвоить ту атмосферу межнационального и национального, которая была в Симбирской чувашской школе, вырабатывать правильное отношение к языку, культуре народа, к историческим, национальным памятникам. Уяснить, что выдающийся чувашский педагог всегда стоял за гуманность в межличностных и межнациональных отношениях, отвергал недооценку национальных интересов, тенденцию к гегемонизму.
Согласно И.Я.Яковлеву, дело нашего ума и совести – укреплять дружбу народов, которая должна противостоять всему плохому национальному чванству, национальному нигилизму и вражде между народами.
 
: 433, Хаçат: 15 (1313), Категори: Яковлев вулавесем

Комментарисем:

Malerie (2016-06-30 10:53:32):
Такая же проблемаĔкак у ÐБ€Ð¸Ð½ÑËĕРебеؽк‘ƒ в первый классĔв Калининском районе живем недавноĔкто посоветует нормальную школу или гимназиюĕБуду благодарен всем ответившимĕ

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: