Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
Книга «Матерей прощают», вышедшая несколько лет назад, заставила меня взяться за перо.
Прочитал в этой книге повесть «Крахвине», закрыл последнюю страницу и задумался – почему она овладела моими чувствами? Казалось бы, и события относятся к давно минувшим временам, и люди, и нравы, и обычаи давно уже стали достоянием истории, а оторваться невозможно. Словно ты являешься участником то масленицы, то пасхи, когда молодежь с нетерпением ждала этих шумных, веселых праздников, которые проходили на поляне у речки. На этих торжествах происходило нечто большее, чем игры и хороводы. Здесь парни и девушки узнавали друг друга, находили себе пару. Здесь и началась история любви Крахвине и Лександра, полная драматизма и глубокой веры в судьбу. А судьба подбрасывала им то одно испытание, то другое.
Первая мировая разлучила их на шесть лет. Тут невольно приходят в голову строки Константина Симонова:
Жди меня, и я вернусь…
Жди, когда других не ждут…
Ожиданием своим ты меня
спасла…
А ведь были «доброжелатели» и просили забыть супруга. Но она ждала его и дождалась. Умение ждать и вера оказались сильнее.
Коллективизация выбросила новые испытания. В колхоз они вошли с самого начала, но до властей дошел слух, будто они ночами пасут свою корову на колхозном лугу. Доказательств не было, но был донос – самая отвратительная черта того времени. Исключили из колхоза, но скоро восстановили, ибо они были люди труда и предельно честные труженики.
Они шли в ногу со временем, а время их беспощадно проверяло на стойкость. Однажды Крахвине сказала: «От себя никуда не уйдешь». В этих словах большой смысл. Надо созидать и бороться там, где ты живешь. Выдающемуся лидеру французской буржуазной революции Дантону, которому грозила казнь, друзья советовали бежать. А он ответил: «Свободу Родины на подошвах сапога не унесешь». И принял казнь. Так и Крахвине – приняла все испытания и осталась героиней своего времени.
Что хотела сказать Елена Мустаева, описывая события длиною в сто лет? Она хотела сказать и сказала – не забывайте свою родословную. Соберите по крупице все, что составляет основу вашей династии, пропустите это через сердце и вы станете намного сильнее и благороднее. И она справилась с этой задачей блестяще – тот, кто прочтет повесть, обязательно полюбит Крахвине.
И тут встает вопрос – за что ее любить. Да, она была красивой, и вышла замуж за красивого парня. По любви. Хотя внешняя красота важное, но не самое главное качество, когда семья зашагает по тернистой тропе жизни. Красота должна подкрепляться доверием и пониманием друг друга. Иначе зачем жениться? Чтобы в постели лежать и рожать детей? Автор сообщает, что семья прибавлялась через каждые два года. Но в повести красной нитью проходит не рождение и не любовь, а доверие друг к другу. Доверие – самое трудное и тонкое искусство. Нет доверия – исчезают все другие качества.
Для всех поколений неизменными оставались моральные качества – честь, совесть, позор, стыд и другие. В семье Лександра они играли главенствующую роль. Они не имели образования, Крахвине даже не умела читать, но как они оберегали честь! Что скажут люди? Людской молвы они боялись больше всего. И тут автор рассказывает о самых незначительных, на первый взгляд, фактах, но они раскрывают суть характера. Примеров в повести много.
Очень важное качество – честность. Они никогда ни у кого ни копейки не брали. В колхоз вступили – были в числе передовиков. Добро свое создавали своими руками. Лександр ездил в лес и привозил оттуда ветки, которые оставались после лесоповала. Лесник был рад – лес очищается. Даже поблагодарил. И вот однажды Лександр подъезжает к лесу, а его ожидает милиция. И пошло-поехало: вор! Но обыск ничего не дал – дров не нашли. Даже извинились. Честность их проявлялась во всем – и в труде, и в кругу семьи, и в отношениях к людям, хотя именно излишняя доверчивость и подвела Лександра, который по своей доброте попал в ловушку, был арестован и нашел смерть в тюремной камере.
Автор поднимает и проблему счастья. Трудно согласиться с мнением Крахвине, когда она на закате жизни признается, что счастья не было. Может быть, она вкладывает в это понятие иной смысл. Во всяком случае она смысл жизни видела не в богатстве. Хотя всю жизнь трудились в поте лица, но не ради накопления, а для того, чтобы нормально жить, воспитывать детей, дать образование и т.д. Да, в семье почти одновременно умерли три сына, воры ограбили до последней нитки, муж скончался в тюрьме, но она всю жизнь шла в полный рост. Трудности ее не сломили. В моем понимании – это уже счастье.
Но главное качество, которое облагораживает Крахвине – мужество. Она сопровождает ее всю жизнь. Когда Лександра в 1914 году забрали на войну (снова возвращаюсь к этому событию), она ждала его долгие годы. Не было ни одной весточки, ни одного письма. Ее уговаривали выйти замуж, а она ждала. И дождалась – в один из осенних дней у ворот появился человек с черной бородой, открыл калитку, осмотрел двор и остановился перед Крахвине, сказав: «Здравствуй, душа моя, это я – твой Лександр». Бог вознаградил ее за мужество! Она выдержала все испытания, одолела все невзгоды и тревоги, которые выпали на ее долю.
Заслуга автора заключается в том, что она создала цельные образы своих героев. Достоверно описывает события, не приукрашивая и не добавляя от себя, а просто выдает факты на суд читателя. А читатель пусть сам размышляет, сомневается, переживает, если надо – добавляет. Это очень важное качество писателя. Красиво описывает природу своего края, обычаи дореволюционного времени. Присутствует и юмор. Муж и жена завели интересный разговор перед тем, как «заглянули» к ним воры. Лександр удивляется, как воры находят добро, когда ночь настолько темна, что ни зги не видно. Крахвине отвечает, что воры не ищут добро, они знают, где оно спрятано, потому что им об этом сообщают соседи, которые хорошо знают, где спрятано твое добро. Утром Лександр вышел в сени за дровами и долго не возвращался домой – все три сундука были пусты.
В последней главе Елена Мустаева пишет: «Военные годы. Они полны драматизма и нуждаются в отдельной книге». Не знаю, может, она уже готова к изданию. Ведь Крахвине прожила долгую жизнь – первую мировую, гражданскую войну, коллективизацию, годы первых пятилеток, о чем мы хорошо знаем из повести. В 46 лет осталась вдовой. А впереди еще столько же лет– отечественная война, годы восстановления, великие стройки, полет Гагарина в космос и начало перестройки, свидетелем которых была Крахвине. Если вторая часть повести увидит свет, то читатели прочтут ее с удовольствием и с большой пользой для себя.
 
: 227, Хаçат: 4 (1353), Категори: Тĕпчев

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: