Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
Уроженец Симбирской губернии Павел Миронов доказал теорему Ферма, собрал уникальные гербарии и сочинил “Чувашский марш”.
Анна НИКС.
 
В 1871 году известный чувашский педагог и просветитель Иван Яковлев приехал с инспекцией в село Ново-Ильмовый Куст (ныне село Новое Ильмово Дрожжановского района Татарстана) Убеевской волости Буинского уезда Симбирской губернии. В местной школе он обратил внимание на десятилетнего крестьянского мальчика. Каким-то непостижимым образом Ивану Яковлевичу удалось тогда разглядеть в заброшенном и больном ребёнке будущего блестящего математика, по учебникам которого в будущем постигало науку не одно поколение школьников, незаурядного ботаника и талантливого музыканта. Этим мальчиком был Павел Миронов – несомненно, один из самых разносторонне развитых уроженцев нашего края и один из самых незаслуженно забытых.
В 1879 году Павел Миронов окончил Симбирскую чувашскую школу. При этом по девяти предметам обучения из десяти получил оценку “пять” и по одному “четыре” и был оставлен в Симбирске в качестве учителя арифметики для преподования чувашским детям.
Симбирск – Оренбург – Уфа
В Симбирске молодой учитель проработал два года. В 1881 году из-за нехватки учительских кадров его направляют в школу села Матаки, но вскоре как хорошего специалиста переводят в село Шемурша (ныне районный центр Чувашской Республики). Павел Миронов не ограничивается школьными занятиями, а в свободное время после уроков вместе с учениками проводит постоянное наблюдение за природой, изучает растительный мир в окрестностях села, собирает гербарий, преподаёт наряду со своими основными предметами и ботанику. Кроме того, Павел Миронович усиленно готовится к поступлению в Оренбургскую учительскую семинарию и читает научно-техническую литературу, пишет научные труды по арифметике. Прилежание и целеустремлённость приносят свои плоды – Миронов поступает в семинарию и в 1884 году оканчивает её с золотой медалью и правом преподавания в городских училищах. В том же году Миронова направляют преподавателем арифметики и геометрии в трёхклассное училище города Оренбурга. Некоторое время он исполнял обязанности инспектора. Наряду со своей основной работой трудолюбивый педагог заинтересовался энтомологией (раздел зоологии, изучающий насекомых), начал изучать флору окрестности Оренбурга, собрал богатейший гербарий.
В июне 1892 года Павла Миронова переводят в Уфу на должность преподавателя арифметики и геометрии в городском уездном училище. По прибытии в Уфу Павел Миронович начинает работать в гимназии, где преподаёт арифметику, геометрию, черчение. В июле 1901 года его назначают директором этой гимназии. В том же году он становится учителем-инспекторо м в городском трёхклассном училище.
Математик, биолог, музыкант
В 1912 году Миронов вышел в отставку и возвратился на постоянное место жительство в Уфу. Но и на заслуженном отдыхе он продолжал заниматься математикой: пишет статьи по арифметике, печатается в журналах. Его вклад в эту науку наук поистине огромен: Миронов автор более десяти учебников, по достоинству отнесённых к числу лучших и переиздававшихся неоднократно. Среди них – “Геометрия, “Курс для городских училищ”, “Арифметика. Системный курс целых чисел и десятичных дробей”.
Как учёный-математик он много работал в области теории чисел, в частности, над доказательством знаменитой теоремы Ферма. Об этом своём труде Павел Миронович говорил, что, по его мнению, теорему он решил без применения высшей математики, но достигнутый результат ещё нужно проверить. Миронов неоднократно участвовал в международных состязаниях по математике (предшественники современных научных олимпиад) и был даже удостоен специальной премии Французской академии наук за оригинальные решения труднейших задач. Но и занятий по биологии он не прекращал – перевел их в практическую плоскость: недалеко от станции Чишма приобрёл небольшой участок земли, завёл там огород, цветник, высадил фруктовые деревья. Очевидно, что Павел Миронович был необычайно разносторонне развитой личностью – помимо всего этого он обладал ещё и врождённым музыкальным талантом. Прекрасно пел и играл на скрипке, которую сам изготовил ещё будучи учеником Симбирской чувашской школы и хранил её до конца своей жизни. Гармонизировал и обрабатывал чувашские народные песни и на их основе сочинил "Чувашский марш" для духового оркестра.
В 1918 году Миронова пригласили в город Уральск на должность заведующего областным отделом образования, но из-за пошатнувшегося здоровья он предложение отклонил. Его главной целью на тот период жизни стало открытие среднего учебного заведения по подготовке учителей для работы с чувашскими детьми. И в 1918 году в Уфе открывается Чувашская учительская семинария.
Павел Миронович возглавил её и оставался здесь директором до самой смерти. Умер Павел Миронов 20 сентября 1921 года. Похоронен в Уфе.
“Да будет вечная память ушедшему в вечность славному сыну чувашского народа!” - так сказали мы, оставшиеся в живых ученики, ученицы и соратники Павла Мироновича”,- писал известный чувашский учёный-краевед, педагог и просветитель Гурий Иванович Комиссаров.
В настоящее время в бывшем здании училища в Уфе размещены открытая сменная общеобразовательная школа N6 и чувашская воскресная школа имени П.М. Миронова. Сохранился деревянный флигель, в котором жил учитель-инспектор. На нём установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что выдающийся чувашский педагог и просветитель И.Я.Яковлев встречался здесь со своим учеником в начале ХХ века. В планах городского руководства - создание музея первого училища города и Павла Мироновича, также присвоение одной из улиц города его имени.
 
: 1091, Хаçат: 44 (1136), Категори: юбилей

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: