Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
Накануне юбилея ИĕЯĕЯковлева мы попросили воспитанника Яковлевской школыĔ Чувашского народного академика АĕМĕБогатова ответить на несколько наших вопросовĕ
– Александр МихайловичĔ больше шестидесяти лет прошлоĔ как Вы окончили Ульяновское педагогическое училищеĕ С высоты сегодняшнего дня ВамĔ наверноĔ не трудно ответить на вопрос – кого воспитывала Яковлевская школа.
– Яковлевская школа воспитывала личностьĕ Мы приходили в училищеĔ не имея представления о долгеĔ совестиĔ честиĔ а покидали его духовно и нравственно закалăнныеĔ с крылатыми мечтами честно служить Родинеĕ
Недавно мне прислала письмо моя сокурсница Людмила Виноградоваĕ Она пишет, «Правда и тоĔ что мыĔ как журавлиная стаяĔ разлетелись…Разлетелись для необходимой серьезной творческой работыĕ Я думаюĔ что мы – яковлевцыĔ оправдали свое назначениеĔ достойно выполнили свой долг перед нашими УчителямиĔ имена которых остались в наших сердцах навечноĕ Долг перед Родиной выполненĔ я считаюĔ на отлично!»ĕ
Не трудно себе представитьĔ кем и какими мы могли статьĔ если не Ульяновское чувашское педагогическое училищеĕ Когда мы стали собирать материал для книги «Воспитанники Яковлевской школы»Ĕ мы не нашли ни одного изъяна в их биографияхĕ А как они отдавали себя работе. А мы нашли 876 имăнĔ которые окончили училище с первого дня открытия и до его закрытияĕ Это почти половина воспитанниковĕ Они были истинными патриотами!
Еще до войны окончил Яковлевскую школу Василий Кильдюшев из села Чувашские Кишакиĕ Когда началась войнаĔ ему пришлось выполнять роль и директора школыĔ и партийного вожакаĔ и председателя колхозаĕ Один человек в трăх должностях! Целый день на ногахĕ После заката солнца ходил по домам в поисках керосина и изучал марксизм-ленинизм при свете керосиновой лампыĕ Вот это была личность!
Прислала мне письмо учительница Петрюкова ЗĕПĕ из Авралиĕ Во время войны на весь класс был один букварьĕ И она ночами «издавала» буквари для всего классаĕ Сама писалаĔ сама рисовалаĕ Это разве не подвиг.
Список этот можно продолжитьĕ
– Какую связь Вы держали со своими друзьями по училищу.
– Держал связь с ними всю жизньĕ Хватило мне ума написать книгу очерков о своих одноклассниках «След журавлиной стаи»ĕ Нашăл всех – и живыхĔ и мертвыхĕ Двадцать лет искалĔ но нашелĕ Лев МедяковĔ Коля ШтурминĔ Миша ОрловĔ Вася ЕмендеевĔ Света ИщеряковаĔ Филицита НикитинаĔ Леонид ИвановĔ Володя Тухтамановĕ Они вошли в сборник очерковĕ Последняя глава называется «Встреча»ĕ Героиня повести – Раиса Артемкинаĕ Все верятĔ что встреча Вадима Воеводина с ней (через стольких лет!) всă же состояласьĕ Но ее не былоĕ А для меня была!
– Кем является Иван Яковлевич для Вас.
– На этот вопрос я частично уже ответилĕ А вот какое значение имеет Яковлевское учение для новой России – я бы особо подчеркнулĕ Жирным шрифтом!
Когда я работал в Тетюшской средней школеĔ к нам приехал сотрудник института усовершенствования учителей Вербицкий АĕИĕ Приехал с одной целью – рассказать об опыте работы Яковлевской школы по трудовому и нравственному воспитаниюĕ Перед нами выступал убеждăнный приверженец яковлевского учения! К сожалениюĔ сегодня учение великого просветителя и его опыт преданы забвениюĕ Из школьного процесса вычеркнуты его воспитательные функцииĕ Школа занимается оказанием услугĕ Знания стали товаромĕ
Сегодня у нас в регионе создано движение «За советскую школу»ĕ В составе руководящего звена работает и талантливый педагог Юрий Латышевĕ С интересом читаю его статьи в прессе и в интернетеĕ Отдаю ему честь и хвалу за тоĔ что он с болью говорит о проблемах современной школы и твăрдо отстаивает свою позициюĕ В частностиĔ в трудовом и политическом воспитании школьниковĕ
СчитаюĔ что современную школу невозможно представить себе без Ивана Яковлеваĕ И ощущение такоеĔ будто наш просветитель незримо борется за свои идеи – школа должна воспитывать личностьĔ ядро которой составляют идейная закалка и моральные ценностиĕ УбеждăнĔ что такое время настанет!
 
: 178, Хаçат: 16 (1469), Категори: И.Я.Яковлев

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: