Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
Глубокое осмысление и анализ исторического опыта работы общеобразовательных школ чувашской диаспоры, критическое его использование важны не только для того, чтобы обозреть пройденный путь, но и для того, чтобы определить ориентиры будущего – научного обоснования стратегии в области школьной политики в ХХ1 веке.
В начале ХХI века в связи с демографической ситуацией в России и ее национальных регионах весьма актуально стало теоретическое осмысление проблемы диаспор. Это вызывает практическую остроту и жизненную важность рассматриваемой темы. Следует подчеркнуть глобальный характер существования диаспор, о чем свидетельствуют проведенные на рубеже ХХ-ХХI веков научно-практических конференций в Институте российской истории РАН по проблемам адаптации российской диаспоры за рубежом. Он предлагает два варианта определения понятия «диаспора». В первом диаспора рассматривается как общность, находящаяся в иноэтнической среде и в определенном смысле близкая к понятию национального меньшинства, во втором – диаспора определяется как население той или иной страны, принадлежащее этнически и культурно к другому государству.
Термин «диаспоральные народы», распространяется на ту часть населения, которая не имеет своей государственности на территории России, и нерусских народов, проживающих за пределами «своих» республик. Среди основных характеристик диаспор, как правило, выделяют следующие основные характеристики: наличие и поддержание коллективной памяти, представления и мифа о «первичной родине»; фактор доминирующего общества (или среды существования диаспоры) и отсюда сохраняющееся чувство отчужденности от этого общества; романтическая (ностальгическая) вера в родину предков и убеждение в необходимости коллективно служить ее сохранению. Обычно под «родиной» понимается регион или страна, где сформировался историко-культурный облик диаспорной группы и где продолжает жить основной культурно схожий массив.
Под чувашской диаспорой подразумевается часть чувашского этноса, живущая вне территории Чувашской Республики дисперсно или компактными группами в регионах Российской Федерации, СНГ в инонациональном окружении.
Для чувашей исторически была характерна большая территориальная распыленность. По Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, 59,4% всех чувашей проживало на территории Казанской (501255 чел.), 19% - Симбирской (159690), 11% - Самарской (91735), 7% - Уфимской (58479), 1,7% - Саратовской (14403), 0,25% - Оренбургской (20095) губерний и еще 1,95% - на других территориях. С образованием Чувашской автономной области (1920 год) 40% чувашей оказались за ее пределами. По переписи населения 1989 года ,чуваши числом не менее 1 тысяч человек учтены в 63 регионах Российской Федерации и во всех республиках СССР. Современные чуваши проживают в основном в Поволжье (75% всего их числа) и на Урале (10%), немалая часть живет в Западной Сибири (5,3%).
Причины образования чувашской диаспоры в ХХ веке – разные: это переселенческая политика в годы реализации Столыпинской аграрной реформы; гражданская война; голод в 1921-22 годы; переселение (выселение) в годы коллективизации и индустриализации страны; политические репрессии; «вербовки» населения в послевоенный период в различные регионы страны вследствие малоземелья; освоение целинных и залежных земель страны; Всесоюзные гигантские стройки послевоенных пятилеток ...
В первые десятилетия советской власти, продолжая традиции дореволюционных педагогов-просветит елей, также значительное внимание уделялось развитию национальной школы на базе родного языка. В октябре 1918 года было принято постановление Наркомата просвещения РФ «О школах национальных меньшинств», согласно которому все национальности, населяющие Россию, получили право обучать детей на родном языке в обеих ступенях единой трудовой школы. В 1918–1928 годах все звенья начальной и неполной средней школы были обеспечены учебниками на чувашском языке.
С преобразованием Чувашской Автономной Области в ЧАССР (1925 год), хотя чуваши и стали преобладающим этносом (74,6%), но в республике оказалось лишь 60% всех чувашей страны. 1920 – середина 30-х годах, с закладыванием основы национальности, были плодотворными в политическом и национально-культур ном развитии чувашского народа. В ряде регионов страны образовались чувашские районы и сельсоветы. Так, например, в Башкирии были созданы 2 чувашских района, Ульяновской области – 1. Чувашские сельские советы образовались: в Татарии – 91, Казахстане – 2, Сибири – 16, Саратовской области – 3 и так далее.
В этот период на этих территориях создается густая сеть чувашских школ, педагогические учебные и другие культурно-просветит ельские заведения, формируется отряд чувашской интеллигенции. А в Москве функционировали чувашские секции в партии, комсомоле, в Наркомпросе РСФСР. В районах диаспоры энергично развертывалась национальная литературно-издател ьская деятельность, выходили многотиражные чувашские газеты и журналы.
В 1926 был принят законодательный акт ЦИК Чувашской АССР по реализации чувашского языка. Документ этот был направлен на повышение статуса родного языка, в частности, внедрение его в сферу государственной и общественной жизни. В соответствии с ним все русские учебники для неполной средней школы были переведены и изданы на чувашском языке. Был принят ряд мер по преподаванию чувашского языка в профессиональных учебных заведениях и вузах, усовершенствованию грамматики и терминологии на чувашском языке.
Усиление тенденций с середины 30-х годов, к стиранию национальных различий, унификацию культурной и общественной жизни негативно сказались на уровне национального развития чувашского народа, как в границах автономии, так и диаспоры.
1938 год для национальных школ СССР являлся переломным. С принятием постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 13 марта 1938 года «Об обязательном изучении русского языка в национальных школах» начинается целенаправленный переход на русский язык преподавания. На наш взгляд, тоталитарный режим превосходно осознавал политическую значимость образования, его способность быть мощным безотказным инструментом политического воздействия через идеологию. Не случайно И.В. Сталин напрямую руководил в 30-е годы отделом школ ЦК ВКП(Б). С принятием упомянутого закона процесс унификации наций через русификацию в системе образования принял широкий размах, что привело к закрытию во многих регионах чувашских школ, а в середине 50-х годов - и национальных педагогических училищ.
По сведениям Министерства просвещения РСФСР на начало 1946/47 учебного года функционировало (без Чувашской АССР) 557 чувашских школ.
(Продолжение следует.)
 
: 1314, Хаçат: 39 (1183), Категори: Вĕренÿ

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: