Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
(Продолжение. Начало в № 39.)
Так, в 1947/48 учебном году чувашских школ в Башкирии числилось 129. Кроме них в республике насчитывалось: татарских школ – 1449, башкирских – 877, марийских – 153, мордовских – 23, удмуртских – 36, смешанных – 283, русских – 2232 школ. К 1948/1949 гг. количество чувашских школ в республике составляло 156. В отчете о работе школ Башкирской АССР за учебный год отмечалось, что «нерусские школы Башкирии по-прежнему испытывают недостатки в учебниках. Издательства Марийской, Мордовской, Чувашской, Татарской АССР не выполняют наших заказов». План завоза новых учебных пособий для чувашских школ также не выполнялся. Если общая потребность на учебный год составляла 57200 учебников, а фактически завезено лишь 22930.
Из отчета о работе нерусских школ Пензенской области за 1947/48 учебный год видно, что чувашских школ в области было: 7 начальных, 2 семилетних. (В начальных - 846, в семилетних - 184 учащихся. В области работали 44 чувашских учителя, из них с высшим образованием – 1, незаконченным высшим – 4, средним специальным – 31 учитель, 8 – со средним образованием. В отчете указываются трудности в преподавании на родном языке, которые были вызваны следующими обстоятельствами: не хватало учителей из коренной национальности, знающих литературный язык; в истекшем году не было доставлено достаточное количество учебников; часть учащихся, население и учителя игнорировали свой язык в окружении русских, упорно не желая, чтобы обучение велось на родном языке; не хватало в школах и сельских библиотеках нужной художественной и другой литературы на национальных языках; оканчивающие национальные школы оказывались в затруднении в смысле поступления в специальные средние и высшие учебные заведения; в некоторых районах единственная нерусская школа, окруженная со всех сторон русскими селами, населением, в этих селах и районах вся работа велась на русском языке.
Таблица 2.
По отчету за тот же учебный год в Ульяновской области числилось 27 школ чувашских. Кроме этого, количество школ со смешанным национальным составом – русско-чувашских было 4 (1 начальная и 3 семилетние) с контингентом учащихся в классах: в I кл. – 904, во II кл. – 975, в 222 кл. – 787, в IV кл. – 650, в V кл. – 172. в VI кл. – 98 и в VII классе – 60 учащихся. Всего – 3646 чувашских детей.Что касается педагогических кадров, то в Ульяновской области работали 133 учителя-чуваша. Из них со средним специальным образованием – 118 человек, общим средним – 5, неполным средним – 10 учителей. С целью подготовки учителей для V-VII классов из числа окончивших Ульяновское чувашско-татарское педучилище послано на учебу в институт 11 человек.
Также указывалось на острую необходимость организации интернатов при нерусских школах. Чувашские школы области на тот период были расположены в следующих районах: в Старокулаткинском районе из 25 школ татарских было 23, чувашских – 2, в Богдашкинском из 40 школ 13 были чувашскими, 5 – татарскими, а в Мелекесском районе из 35 школ чувашских было 6. Учебниками и методической литературой национальные школы Ульяновской области обеспечивались также недостаточно. «Заказы на эти учебники Ульяновским областным отделом народного образования сделаны своевременно, но заказы национальные республики выполнили с большим опозданием», – отмечается в отчете. Так, в 1947/48 учебном году в мордовские и чувашские школы буквари были доставлены лишь в конце октября. В Мелекесском и Чувашско-Кулаткинск ом семилетних школах все предметы, кроме родного, велись на русском языке. В большинстве мордовских и частично чувашских школ обучение на родном языке проводили в I и II классах, а в III и IV классах обучались на русском языке.
В Куйбышевской области в 1948/49 учебном году числилось 265 нерусских школ, которые располагались в 25 районах, в том числе чувашских школ – 111 (83 начальных, 24 семилетних и 4 средних), смешанных русско-чувашских – 12 школ (5 начальных. 4 школы – семилетки, 3 средних). По состоянию на 1 сентября 1948 г. в области обучалось 14033 чувашских детей, из них по классам: в I - 3167 учащихся, во II – 2787, в III – 2798, в IV – 2487, всего в начальных классах – 11239 учащихся; в V классе – 1453, в VI – 635, в VII – 469 , всего – 2556 учащихся; в VIII – Х классах – 238 учащихся.
Кадры учителей нерусских школ области охарактеризованы следующими данными: всего в системе школьного образования трудились 412 учителей, из них имели незаконченное высшее образование – 3, среднее педагогическое – 365, среднее – 17 и незаконченное среднее – 27 учителей. Учителей, знающих чувашский язык, в школах области также не хватало. За неимением в области чувашского педучилища, учителя начальных классов чувашских школ повышали свою квалификацию в чувашском педучилище Ульяновской области, в Татарской и Чувашской Республиках. За первое полугодие 1948/49 учебного года чувашские и русско-чувашские школы области получили учебники и методические пособия в количестве 24330 экземпляров (по плану предусматривалось 53800 экземпляров).
По данным 29 чувашских школ «Закон о всеобуче» был выполнен всеми чувашскими школами. Общая успеваемость за первое полугодие учебного года характеризовалась следующими данными: чувашские и русско-чувашские школы (по данным 84 школ из 121) в I - IV классах всего обучалось 8146 учащихся, из них не успевали 1135 учащихся. В V классе успеваемость составляла 66%, в VII – Х классах – 68%.
В отчете Куйбышевского ОблОНО указываются следующие причины неудовлетворительно й работы многих национальных школ: недостаточное обеспечение школ учителями с соответствующим образованием, отсутствие инспекторов по нерусским школам в районных отделах народного образования и слабая подготовленность учителей начальных классов, в особенности по русскому языку; несвоевременное выполнение заказов Чувашской Республикой заказов на учебники; плохая обеспеченность семилетних и средних школ программами по всем предметам по русскому языку и литературе.
Сеть чувашских школ Татарской АССР в рассматриваемый период состояла из следующих школ: начальных – 135 (4,5% от школ Татарии), семилетних – 26 (3,5%), всего 162 школы (4,5%).
В 1948/49 учебном году в Саратовской области работали следующие чувашские школы: в Базарно-Карабулакск ом районе – 3 школы: Шняевская неполная средняя школа (228 учащихся в I-IV классах и 302 учащихся в V-VII классах), Белогорская начальная школа (в I-IV классах 170 учащихся), Абдуловская неполная средняя, чувашско-русская смешанная ( 92 учащихся). Всего в вышеназванных школах обучалось 564 учащихся.
Из 18 учителей I-IV классов 17 имели среднее педагогическое образование, один – с образованием учительского института, а из работавших в V-VII классах один имел незаконченное общее образование, 4 окончили учительский институт, 3 – вузы. В школах области работали вполне подготовленные и с большим стажем педагогической работы учителя. Благодаря этому чувашские школы, как указывается в отчете Саратовского ОблОНО, «удовлетворительно справлялись с возложенными на них обязанностями, по русскому и родному языкам обеспечивали сравнительно со школами других национальностей, более высокий уровень качества знаний учащихся».
В то же время в учебно-воспитательн ой работе чувашских школ встречались и серьезные трудности. Так, в 1947/48 учебном году школами было приобретено всего 132 чувашские книги, что составляло 11% от общего книжного фонда. На протяжении 5 лет (с 1945 по 1949 г.г.) чувашские школы не получали ни одного учебника и программы, за все эти годы учителя работали по учебникам довоенных годов издания. И это, естественно, сказывалось и на успеваемости учащихся по родному языку: в I-VII классах из 564 учащихся–чувашей области 50 человек не успевали именно по чувашскому языку.
Таким образом, школы чувашской диаспоры, как и другие национальные школы Российской Федерации, испытывали в основном одни и те же трудности: школы недостаточно обеспечивались учебно-методической литературой, национальными педагогическими кадрами - одним словом они находились в положении самовыживания.
В послевоенный период начинается новый этап в развитии национальных учебных заведений. Возрождается дореволюционный тип русско-национальных школ. Это были смешанные школы, в которых создавались параллельные русские и нерусские школы. Такая черта стала характерной для всей РСФСР. В начале 1950-х гг. из 12483 не русскоязычных школ 3161 были смешанными по языку обучения. Унификаторская политика многообразных национальных учебных заведений привела к восстановлению и численному увеличению смешанных двух- и трехъязычных школ, а также к переходу в старших классах к изучению предметов на русском языке. Введение в 1960 г. добровольного, «по желанию родителей», изучения родного языка в общеобразовательных школах привело к тому, что за четверть века в республике и районах чувашской диаспоры выросло целое поколение чувашей, не знающих родного языка, следовательно, уже в значительной мере потерявших связи с историческими корнями своих предков. В рассматриваемый период более половины чувашей проживали за пределами исконной территории своей национальной государственности. Из-за игнорирования проблем развития национальной культуры и школы в субъектах Российской Федерации, в местах компактного проживания чувашей в Ульяновской, Саратовской, Куйбышевской областях, в Татарской и Башкирской АССР перестали функционировать чувашские национальные районы и сельские советы, выходить десятки районных газет и журналов с многотысячными тиражами на чувашском языке, учрежденные в 20-30-х годов ХХ века.
Выполняя постановление Верховного Совета Чувашской АССР (июнь 1959 г.) повсеместно перевели учащихся чувашских школ с V класса на русский язык обучения по всем предметам, а во многих школах пошли на «революционный шаг» - перешли на русский язык с 1 класса. Все это явилось серьезной ошибкой, это явление затормозило развитие чувашской национальной культуры, национального самосознания чувашского народа, в действительности «загнало» родной язык в семейно-бытовую сферу. Опыт работы чувашской школы свидетельствует, что в выборе языка обучения в средних учебных заведениях не должно быть какой-либо спешки и непродуманных решений.
В результате игнорирования руководителей и властей ряда субъектов России национальных проблем в школьном образовании в большинстве регионов страны чувашские дети перестали обучаться на родном языке, а кое-где чувашские школы были обречены на «вымирание», они оказались оторванными от национальных корней.
И лишь в 90-е гг. ХХ века вновь началось возрождение национальной культуры в чувашской диаспоре, стали открываться классы с чувашским языком обучения. Нет сомнения в том, что народы, проживающие за пределами своей исторической родины, чтобы могли сохранить родной язык, культуру, традиции и обычаи, необходимо развитие сети национальных школ в местах их компактного проживания.
Насколько в СССР удовлетворялись национальные интересы в школьном деле, свидетельствует тот факт, что если в 1932 г. преподавание в стране велось на 102 языках, то в 1988 году оно осуществлялось всего на 40. В то время, как по переписи населения 1989 года в стране насчитывалось 130 национальностей. Следствием приоритета классового подхода к школе явилась недооценка роли национального фактора в обучении и воспитании. Игнорирование национальных региональных потребностей и интересов учащихся не могли не снизить качество образования и породили множество социальных проблем.
В постсоветский период в субъектах Российской Федерации началась определенная работа по развитию сети школ с изучением нерусского языка. Возьмем, к примеру, Ульяновскую область. В 1992 году из 1396193 жителей области русские составляли 72,8% (1,017 млн. чел.), татары – 11,4% (159 000), чуваши 8.3% (116539 чел), мордва – 4,4% (61 тыс. чел.), немцы – 0,13 (1838 чел.). В области складывалась позитивная тенденция в увеличении сети школ с изучением (обучением) родного языка как через систему уроков, так и факультативов и кружков. Если до 1989/90 учебного года только в 12 школах многонационального Цильнинского района, где чуваши проживали компактно (около 70 процентов населения), чувашский язык изучался как предмет, то в 1992 году он преподавался в 109 школах 22 районов области, причем в 9 районах чувашский язык изучался как предмет, а в 15 районах – факультативно или в системе предметных кружков. В начальных классах 8 школ обучение вели на чувашском языке. Появились параллельные классы с преподаванием 2 языков (чувашского – в 4 школах, мордовского – в 2, татарского – в 3 школах. Район стал опорным в решении проблем национально-этничес кого образования.
В Самарской области на этот же период функционировали 87 школ в населенных пунктах с чувашским населением, но только в 37 школах изучали чувашский язык и литературу. Функционировали ряд чувашских школ и в Татарстане. Так, например, в г. Нижнекамске чувашским землячеством открыта чувашская воскресная школа, которая в январе 1993 года получила статус школы. В 1992/93 учебном году тут на базе русской школы открыты 2 чувашских класса с численностью обучающихся в 130 учащихся.
В 1992/93 учебном году, по неполным сведениям, представленным в Чувашский республиканский институт образования от субъектов Российской Федерации, по регионам компактного проживания чувашские школы располагались: в Республике Татарстан – 110 школ, в Самарской области – 87 школ, в Республике Башкортостан – 78 школ, в Ульяновской области – 10 школ. В связи с распадом страны, из-за разрыва экономических, культурных связей и недостаточного финансирования, эти школы учебниками и учебными пособиями снабжались крайне неудовлетворительно что, конечно же, отрицательно повлияло на ход учебно-воспитательн ого процесса. Так за 1995 чувашские учебники и учебно-методические пособия за пределы Чувашской Республики всего было отправлено 33439 экземпляров на сумму 796709 тыс. рублей, в том числе: в Кемерово – 10 наименований в количестве 221 экземпляров; в Оренбург – 13 наименований , 183 экз.; в Башкирскую Республику – 29 наименований,11107 экз.; в Салехард – 15 наименований,6526 экз.; в Нижнекамск – 2 наименования, 20 экземпляров; в Хакассию – 4 наименования, 283 экземпляра; в Казань – 22 наименования, 15226 экз.; в Пензу – 15 наименований, 1737 экземпляров. Во многих субъектах России наметилась тенденция к восстановлению, расширению сети чувашских школ и классов. По данным Министерства образования ЧР на начало 2002/2003 учебного года они располагались в следующих регионах России и имели контингент учащихся (См. табл. 2):
Таблица 2
Школы чувашской диаспоры с преподаванием родного языка
на 2002/2003 учебный год
 
 
Регионы Количество школ с преподаванием чувашского языка Количество учеников, изучающих чуваш-
ский язык как предмет
Иркутская область
Кемеровская область
Оренбургская область
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Тюменская область
Ульяновская область
Республика Башкортостан
Республика Коми
Республика Марий-Эл
Республика Татарстан
Республика Хакасия
Удмуртская Республика
Итого: 2
2
2
4
50
2
4
38
93
1
2
103
1
1
305 95
249
39
82
3260
97
126
4227
5742
13
13
18853
30
40
32865
 
Улучшались условия подготовки и переподготовки педагогических кадров. Профессиональная подготовка учителей чувашского языка и литературы возобновилась в 1990-е гг. в Стерлитамакском педагогическом институте на чувашском отделении, а подготовка учителей начальных классов – в Белебеевском и Стерлитамакском педагогических училищах. В республике Татарстан, в Казанском педуниверситете и Чистопольском педучилище открыты чувашские отделения. В 1989 г. восстановлено чувашское отделение в Тетюшском педучилище. В г. Ульяновске начал функционировать филиал ЧГУ им. И.Н.Ульянова (ныне закрыт).
Поводилась определенная работа по возрождению школ диаспоры. 6 декабря 2002 г. Постановлением Кабинета Министров ЧР утверждена Республиканская программа по реализацию Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» на 2003 – 2007 годы и на период до 2012 года». В числе основных целей и задач Программы является дальнейшее укрепление связей с чувашской диаспорой, оказание помощи ей в удовлетворении культурных и образовательных потребностей. В Перечень индикаторов эффективности программных мероприятий включен раздел «Оказание помощи чувашской диаспоры в регионах России и странах СНГ».
Закон РФ «Об образовании» декларирует право граждан на получение образования на родном языке. Однако осуществить это право на практике непросто. В целом же в РФ обучение в школах ведется на 38 языках народов страны. Из народов, населяющих Россию, только шесть составляет более половины в своих собственных автономиях: чуваши –68 %, тувинцы – 64 , коми-пермяки - 60%, чеченцы – 60%, буряты в Агинском автономном округе – 55%, осетины – 53%. В большинстве республик и автономий по численности преобладают русские, в некоторых коренное население составляет незначительную долю: карелы в Республике Карелия - 10%, чукчи в своей автономии – 7,3, хакасы – 11,1, ханты и манси – 1,4 %. Национальные меньшинства заинтересованы в двуязычном обучении своих детей. Представители малых этнических групп стремятся к тому, чтобы их дети свободно владели и русским, и родным языком.
На местах эту проблему решают в зависимости от сложившейся ситуации. Сохранению национальной культуры и самобытности народов, проживающих в Чувашской Республике, способствуют 10 республиканских и 8 муниципальных национально-культур ных общественных формирований. В регионах России в начале ХХ1 века функционировали 55 чувашских общественно-культур ных центров и автономий, 305 школ с преподаванием чувашского языка (32865 учащихся).
Рассматривая современные национальные проблемы, мы не должны отходить от объективной реальности Национальный нигилизм препятствует формированию полнокровной, развитой нации. Основными признаками нации являются язык и национальная культура. Отказ значительной групп и слоев населения от родного языка ведет к деградации нации. За последние десятилетия чуваши, проживающие в городах и сельской местности среди иноязычного населения, начали забывать родной язык. Уже второе поколение городских чувашей не владеют родным языком. По данным переписи 1989 г., только 76,5% чувашей на территории бывшего СССР владели родным языком, а в самой Чувашии – 15%. Среди чувашей диаспоры – от 21 до 60%.
Значительная часть чувашей диаспоры не умеют не только писать, но и читать по-чувашски. Если в 1920-30-е годы функции чувашского языка были довольно широкими, они охватывали общественно-государ ственную область, то за последние годы они сузились до предела. Хотя чувашский язык, наряду с русским, объявлен государственным языком в Чувашии, он используется лишь в начальной школе, периодической печати, художественной литературе и театре… Значительно сократилось издание книг на чувашском языке. Следует указать пренебрежительное отношение самой нации к родному языку. Это может привести к постепенному исчезновению нации. Статистика подтверждает, что при вступлении чувашей в межнациональные браки их дети до 80% случаев не становятся чувашами.
Но сегодня наметились негативные тенденции в развитии школ чувашской диаспоры. Национальная школа России на протяжении многих десятилетий была основой многонациональной и взаимообогащающей культуры. Если хотим сохранить ее, руководителям субъектов Российской Федерации следует проявлять неустанную заботу о представителях национальных меньшинств, компактно проживающих на их территории, создавая им условия для духовного развития на основе использования родного языка и культуры. А руководству и органам народного образования Чувашской Республики необходимо заботиться о подготовке кадров в стенах чувашских вузов для диаспоры, о полном обеспечении чувашских школ регионов России необходимыми учебниками и учебно-методическим и пособиями. Только при таком подходе можно говорить о будущем национальных школ и чувашской диаспоры в целом.
(Продолжение следует.)
 
: 1600, Хаçат: 40 (1184), Категори: Вĕренÿ

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: