Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
(Продолжение. Начало в №№ 39-40.)
 
Из 18 учителей I-IV классов 17 имели среднее педагогическое образование, один – с образованием учительского института, а из работавших в V-VII классах один имел незаконченное общее образование, 4 окончили учительский институт, 3 – вузы. В школах области работали вполне подготовленные и с большим стажем педагогической работы учителя. Благодаря этому чувашские школы, как указывается в отчете Саратовского ОблОНО, «удовлетворительно справлялись с возложенными на них обязанностями, по русскому и родному языкам обеспечивали сравнительно со школами других национальностей, более высокий уровень качества знаний учащихся».
В то же время в учебно-воспитательн ой работе чувашских школ встречались и серьезные трудности. Так, в 1947/48 учебном году школами было приобретено всего 132 чувашские книги, что составляло 11% от общего книжного фонда. На протяжении 5 лет (с 1945 по 1949 годы) чувашские школы не получали ни одного учебника и программы, за все эти годы учителя работали по учебникам довоенных годов издания. И это, естественно, сказывалось и на успеваемости учащихся по родному языку: в I-VII классах из 564 учащихся–чувашей области 50 человек не успевали именно по чувашскому языку.
Таким образом, школы чувашской диаспоры, как и другие национальные школы Российской Федерации, испытывали в основном одни и те же трудности: школы недостаточно обеспечивались учебно-методической литературой, национальными педагогическими кадрами - одним словом, они находились в положении самовыживания.
В послевоенный период начинается новый этап в развитии национальных учебных заведений. Возрождается дореволюционный тип русско-национальных школ. Это были смешанные школы, в которых создавались параллельные русские и нерусские школы. Такая черта стала характерной для всей РСФСР. В начале 1950-х годов из 12483 не русскоязычных школ 3161 были смешанными по языку обучения. Унификаторская политика многообразных национальных учебных заведений привела к восстановлению и численному увеличению смешанных двух- и трехъязычных школ, а также к переходу в старших классах к изучению предметов на русском языке. Введение в 1960 году добровольного, «по желанию родителей», изучения родного языка в общеобразовательных школах привело к тому, что за четверть века в республике и районах чувашской диаспоры выросло целое поколение чувашей, не знающих родного языка, следовательно, уже в значительной мере потерявших связи с историческими корнями своих предков. В рассматриваемый период более половины чувашей проживали за пределами исконной территории своей национальной государственности. Из-за игнорирования проблем развития национальной культуры и школы в субъектах Российской Федерации, в местах компактного проживания чувашей в Ульяновской, Саратовской, Куйбышевской областях, в Татарской и Башкирской АССР перестали функционировать чувашские национальные районы и сельские советы, выходить десятки районных газет и журналов с многотысячными тиражами на чувашском языке, учрежденные в 20-30-х годов ХХ века.
Выполняя постановление Верховного Совета Чувашской АССР (июнь 1959 г.), повсеместно перевели учащихся чувашских школ с V класса на русский язык обучения по всем предметам, а во многих школах пошли на «революционный шаг» - перешли на русский язык с 1 класса. Все это явилось серьезной ошибкой, это явление затормозило развитие чувашской национальной культуры, национального самосознания чувашского народа, в действительности «загнало» родной язык в семейно-бытовую сферу. Опыт работы чувашской школы свидетельствует, что в выборе языка обучения в средних учебных заведениях не должно быть какой-либо спешки и непродуманных решений.
В результате игнорирования руководителей и властей ряда субъектов России национальных проблем в школьном образовании в большинстве регионов страны чувашские дети перестали обучаться на родном языке, а кое-где чувашские школы были обречены на «вымирание», они оказались оторванными от национальных корней.
И лишь в 90-е годы ХХ века вновь началось возрождение национальной культуры в чувашской диаспоре, стали открываться классы с чувашским языком обучения. Нет сомнения в том, что народам, проживающим за пределами своей исторической родины, чтобы они могли сохранить родной язык, культуру, традиции и обычаи, необходимо развитие сети национальных школ в местах их компактного проживания.
Насколько в СССР удовлетворялись национальные интересы в школьном деле, свидетельствует тот факт, что если в 1932 году преподавание в стране велось на 102 языках, то в 1988 году оно осуществлялось всего на 40. В то время, как по переписи населения 1989 года в стране насчитывалось 130 национальностей. Следствием приоритета классового подхода к школе явилась недооценка роли национального фактора в обучении и воспитании. Игнорирование национальных региональных потребностей и интересов учащихся не могли не снизить качество образования и породили множество социальных проблем.
В постсоветский период в субъектах Российской Федерации началась определенная работа по развитию сети школ с изучением нерусского языка. Возьмем, к примеру, Ульяновскую область. В 1992 году из 1396193 жителей области русские составляли 72,8% (1,017 млн. чел.), татары – 11,4% (159 000), чуваши 8.3% (116539 чел), мордва – 4,4% (61 тыс. чел.), немцы – 0,13 (1838 чел.). В области складывалась позитивная тенденция в увеличении сети школ с изучением (обучением) родного языка как через систему уроков, так и факультативов и кружков. Если до 1989/90 учебного года только в 12 школах многонационального Цильнинского района, где чуваши проживали компактно (около 70 процентов населения), чувашский язык изучался как предмет, то в 1992 году он преподавался в 109 школах 21 района области, причем в 6 районах чувашский язык изучался как предмет, а в 15 районах – факультативно или в системе предметных кружков. В начальных классах 8 школ обучение вели на чувашском языке. Появились параллельные классы с преподаванием 2 языков (чувашского – в 4 школах, мордовского – в 2, татарского – в 3). Район стал опорным в решении проблем национально-этничес кого образования.
В Самарской области на этот же период функционировали 87 школ в населенных пунктах с чувашским населением, но только в 37 школах изучали чувашский язык и литературу. Функционировали ряд чувашских школ и в Татарстане. Так, например, в г. Нижнекамске чувашским землячеством открыта чувашская воскресная школа, которая в январе 1993 года получила статус школы. В 1992/93 учебном году тут на базе русской школы открыты 2 чувашских класса с численностью обучающихся в 130 учащихся.
(Продолжение следует.)
 
: 946, Хаçат: 41 (1185), Категори: Вĕренÿ

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: