Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр (И.Я. Яковлев)
Чĕмпĕр Ен чăвашĕсен хаçачĕ
1989 çулхи раштавăн 30-мĕшĕнче тухма тытăннă
 
(Окончание. Начало в №№ 39-41.)
 
В 1992/93 учебном году, по неполным сведениям, представленным в Чувашский республиканский институт образования от субъектов Российской Федерации, по регионам компактного проживания чувашские школы располагались: в Республике Татарстан – 110 школ, в Самарской области – 87 школ, в Республике Башкортостан – 78 школ, в Ульяновской области – 10 школ. В связи с распадом страны, из-за разрыва экономических, культурных связей и недостаточного финансирования, эти школы учебниками и учебными пособиями снабжались крайне неудовлетворительно что, конечно же, отрицательно повлияло на ход учебно-воспитательн ого процесса. Так за 1995 год чувашские учебники и учебно-методические пособия за пределы Чувашской Республики всего было отправлено 33439 экземпляров на сумму 796709 тыс. рублей, в том числе: в Кемерово – 10 наименований в количестве 221 экземпляров; в Оренбург – 13 наименований , 183 экз.; в Башкирскую Республику – 29 наименований,11107 экз.; в Салехард – 15 наименований,6526 экз.; в Нижнекамск – 2 наименования, 20 экземпляров; в Хакассию – 4 наименования, 283 экземпляра; в Казань – 22 наименования, 15226 экз.; в Пензу – 15 наименований, 1737 экземпляров. Во многих субъектах России наметилась тенденция к восстановлению, расширению сети чувашских школ и классов. По данным Министерства образования ЧР на начало 2002/2003 учебного года они располагались в следующих регионах России и имели контингент учащихся:
Улучшались условия подготовки и переподготовки педагогических кадров. Профессиональная подготовка учителей чувашского языка и литературы возобновилась в 1990-е гг. в Стерлитамакском педагогическом институте на чувашском отделении, а подготовка учителей начальных классов – в Белебеевском и Стерлитамакском педагогических училищах. В республике Татарстан, в Казанском педуниверситете и Чистопольском педучилище открыты чувашские отделения. В 1989 г. восстановлено чувашское отделение в Тетюшском педучилище. В г. Ульяновске начал функционировать филиал ЧГУ им. И.Н.Ульянова (ныне закрыт).
Проводилась определенная работа по возрождению школ диаспоры. 6 декабря 2002 г. Постановлением Кабинета Министров ЧР утверждена Республиканская программа по реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» на 2003 – 2007 годы и на период до 2012 года». В числе основных целей и задач Программы является дальнейшее укрепление связей с чувашской диаспорой, оказание помощи ей в удовлетворении культурных и образовательных потребностей. В Перечень индикаторов эффективности программных мероприятий включен раздел «Оказание помощи чувашской диаспоры в регионах России и странах СНГ».
Закон РФ «Об образовании» декларирует право граждан на получение образования на родном языке. Однако осуществить это право на практике непросто. В целом же в РФ обучение в школах ведется на 38 языках народов страны. Из народов, населяющих Россию, только шесть составляет более половины в своих собственных автономиях: чуваши –68 %, тувинцы – 64 , коми-пермяки - 60%, чеченцы – 60%, буряты в Агинском автономном округе – 55%, осетины – 53%. В большинстве республик и автономий по численности преобладают русские, в некоторых коренное население составляет незначительную долю: карелы в Республике Карелия - 10%, чукчи в своей автономии – 7,3, хакасы – 11,1, ханты и манси – 1,4 %. Национальные меньшинства заинтересованы в двуязычном обучении своих детей. Представители малых этнических групп стремятся к тому, чтобы их дети свободно владели и русским, и родным языком.
На местах эту проблему решают в зависимости от сложившейся ситуации. Сохранению национальной культуры и самобытности народов, проживающих в Чувашской Республике, способствуют 10 республиканских и 8 муниципальных национально-культур ных общественных формирований. В регионах России в начале ХХI века функционировали 55 чувашских общественно-культур ных центров и автономий, 305 школ с преподаванием чувашского языка (32865 учащихся).
Рассматривая современные национальные проблемы, мы не должны отходить от объективной реальности. Национальный нигилизм препятствует формированию полнокровной, развитой нации. Основными признаками нации являются язык и национальная культура. Отказ значительной групп и слоев населения от родного языка ведет к деградации нации. За последние десятилетия чуваши, проживающие в городах и сельской местности среди иноязычного населения, начали забывать родной язык. Уже второе поколение городских чувашей не владеют родным языком. По данным переписи 1989 г., только 76,5% чувашей на территории бывшего СССР владели родным языком, а в самой Чувашии – 15%. Среди чувашей диаспоры – от 21 до 60%.
Значительная часть чувашей диаспоры не умеют не только писать, но и читать по-чувашски. Если в 1920-30-е годы функции чувашского языка были довольно широкими, они охватывали общественно-государ ственную область, то за последние годы они сузились до предела. Хотя чувашский язык, наряду с русским, объявлен государственным языком в Чувашии, он используется лишь в начальной школе, периодической печати, художественной литературе и театре… Значительно сократилось издание книг на чувашском языке. Следует указать пренебрежительное отношение самой нации к родному языку. Это может привести к постепенному исчезновению нации. Статистика подтверждает, что при вступлении чувашей в межнациональные браки их дети до 80% случаев не становятся чувашами.
Но сегодня наметились негативные тенденции в развитии школ чувашской диаспоры. Национальная школа России на протяжении многих десятилетий была основой многонациональной и взаимообогащающей культуры. Если хотим сохранить ее, руководителям субъектов Российской Федерации следует проявлять неустанную заботу о представителях национальных меньшинств, компактно проживающих на их территории, создавая им условия для духовного развития на основе использования родного языка и культуры. А руководству и органам народного образования Чувашской Республики необходимо заботиться о подготовке кадров в стенах чувашских вузов для диаспоры, о полном обеспечении чувашских школ регионов России необходимыми учебниками и учебно-методическим и пособиями. Только при таком подходе можно говорить о будущем национальных школ и чувашской диаспоры в целом.
 
: 937, Хаçат: 42 (1186), Категори: Вĕренÿ

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш: